Сен
6

Как «выбить» ТЗ из заказчика, или заполняем бриф сами

тест-драйв

бриф— Вы же лучше знаете, что писать.

— Я Вам доверяю, вы же профессионал.

— Ну ты напиши примерно как вот тут.

Знакомо? Это наши любимые заказчики, которым лень заполнять брифы и давать грамотное техническое задание.

Правда, сейчас уже многие фрилансеры поняли, что бриф — наше все, и не начинают работать до его получения.

А как быть, если заказчик не против ответить на все ваши вопросы, но в письменную форму это никак не формируется?

Для начала давайте определимся, что такое бриф.

Бриф — это список ваших вопросов и ответов заказчика, на основании которых вы четко можете понять, КАКОЙ ИМЕННО результат от вас ждут.

То есть в брифе описана и целевая аудитория, и сам продукт, и особенности ценообразования, и ожидаемые объем текста, и даже его стилистика. У каждого копирайтера свой бриф. У меня так вообще несколько — под разные виды текстов.

Но самое главное, что бриф реально необходим как подтверждающий документ. Я в нем помимо всего прочего прописываю порядок работы: количество правок, период предъявления претензий и прочее.

Но что делать, если получить бриф от заказчика никак не удается?

Причины могут быть разными:

— заказчик предпочитает общаться через скайп или по мобильному

— заказчик никак не может сформулировать мысли

— заказчику трудно сосредоточиться на таком огромном перечне вопросов

— заказчик элементарно не может выбрать время

Понятно, что результат работы нужен в первую очередь самому заказчику. Но давайте же идти ему навстречу :).

К примеру, один мой любимый постоянный заказчик ужасно косноязычен в письменной речи. Зато он все прекрасно объясняет в личном разговоре. Что ж мне не работать с ним, потому что он не может заполнить бриф?

Конечно,  работать. Я хочу предложить вам несколько вполне удачных способов заполучить бриф.

Способ 1. Задавайте вопросы из брифа в режиме общения в аське/по электронке.

Представьте себе, некоторые заказчики при таком подходе отвечают просто идеально. Проверяла лично :).

Бывает, отошлешь бриф, а в ответ информации — кот наплакал. Начинаешь задавать эти же вопросы по аське или по почте — получаешь замечательные, подробные ответы. Спрашивается — что мешало сделать это сразу?

Оказывается, людям нужен живой диалог. Только тогда они раскрываются и начинают отвечать с интересом и подробно.

Конечно, в данном случае общение можете затянуться. Но и заказчиков таких не очень много — большинство все-таки вполне себе прилежно заполняют бриф. А полученные при диалоге ответы вы просто копируйте и сохраняете.

Способ 2. Задавайте вопросы из брифа в режиме общения по скайпу или мобильному.

Этот способ подходит в том случае, если «писатель» из заказчика фиговый, но оратор — очень даже.

При общении голосом вы можете получить информации вагон и маленькую тележку. Возникает проблема ее запоминания. Рекомендую либо записывать сразу по ходу разговора, либо сразу после окончания разговора. Если отложите на потом — обязательно позабудете половину.

Кстати, этот вариант подходит и тогда, когда заказчик скидывает минимум информации по заказу (адрес сайта, список ключей, объем и срок), а остальное хочет обсудить лично.

Способ 3. Начать заполнять бриф самостоятельно и отослать заказчику для дополнения.

Иногда во время предварительной беседы заказчик умудряется рассказать массу информации. Чтобы не заставлять его заново писать это в брифе, я просто копирую его ответы в нужные пункты и вежливо прощу заказчика дозаполнить бриф.

Что делать с полученным в итоге брифом, который на половину, а то и все 100% заполненным вами лично?

Утверждать у заказчика.

Этот пункт — обязательный. Поэтому во время беседы  нужно предупредить заказчика, что ему придется-таки прочитать весь бриф целиком и внести коррективы при необходимости.

Моя практика показала, что не отказывается никто. В данном случае заказчик, с одной стороны, отлично понимает, что ему нужен хороший результат, а с другой стороны — безумно рад, что бОльшую часть работы по заполнению брифа вы уже сделали.

От заказчика вполне достаточно будет получить ответ «С брифом ознакомлен и согласен».

В результате вы имеете:

— заполненный и утвержденный бриф, с которым работа пойдет веселее

— довольного заказчика, который непременно захочет стать постоянным (если с самим текстом вы не оплошаете)

— +1 к собственной самооценке :)

Любопытно, а что вы делаете, если заказчик отказывается заполнять бриф?

Было интересно?
Тогда прописывайтесь в блоге, чтобы всегда быть в курсе.
Прописка выдается на постоянное проживание :) 

 

Понравился пост? Поделитесь им с друзьями.

25 комментариев к записи “Как «выбить» ТЗ из заказчика, или заполняем бриф сами”

  • Денис Каплунов 06.09.2010 - 18:44

    Я тоже люблю живое общение.

    Иногда получается, что таким образом ну тебя на руках больше информации. Тем более, что в живой беседе могут возникнуть дополнительные вопросы по факту получения основных ответов.

    И тогда всё складывается в виде практически комплексной картинки.

    Ну а с постоянными заказчиками можно и без брифа работать. ;)

  • Trixter 06.09.2010 - 18:58

    У меня нет брифов. Вопросы задаю в процессе переписки. До сих пор как-то обходилось:)

  • Unisender 06.09.2010 - 19:47

    Наверное, я как раз тот человек, который не любит, когда меня фрилансеры просят заполнить бриф. Ну вот нетерпеть не могу я писать. Только начинаю… И сразу хочется закончить. Зато живое общение — этот как раз по мне. Я, конечно, всё понимаю, фрилансеру нужен бриф. А вот насколько ему нужен новый заказчик — это уже всё определяется персонально. Кстати, иногда брифы содержат такие идиотские вопросы… Которые вообще не относились к моему заданию. Я понимаю, что это всё шаблоны… Но моё бизнес-эго не любит, когда меня ставят в один ряд с другими заказчиками. Как-то так вот.. ))

  • Сергей Трубадур 06.09.2010 - 20:40

    Без полноценного брифа практически не работаю. Хотя бывает, обходимся и так. Тогда сразу говорю, что результат на совести заказчика:).

  • Trixter 06.09.2010 - 22:39

    Unisender говорит, что:

    Кстати, иногда брифы содержат такие идиотские вопросы… Которые вообще не относились к моему заданию. Я понимаю, что это всё шаблоны… Но моё бизнес-эго не любит, когда меня ставят в один ряд с другими заказчиками. Как-то так вот.. ))

    Кстати, ага, бриф — это шаблон. Ни разу не встречал заказов, в которых бы задание уложилось бы в шаблон. Всегда бывает штук десять дополнительных вопросов. И всегда бывают вопросы из брифа, ответы на которые — это только потерянное время.

  • Наталья Карья_aka_Tashka 06.09.2010 - 23:52

    @ Денис Каплунов:
    Я и с постоянными работаю с брифов, просто уменьшаю его до безобразия :-D В смысле — выделяю только вопросы по существу, опустив все общие, на которые уже получен ответ.

    @ Trixter:
    Так вопросы-то задаешь одни и те же (основную массу), разве нет? А бриф — просто как гарантия. Удобнее общаться в аське — ради бога. Просто в список потом оформить и показать заказчику — мол, все верно понял?

    @ Unisender:
    Интересно, а вот насколько Вам нужен хороший результат? :)

    @ Unisender:, @ Trixter:
    а тут уже речь о правильном подходе. Я перед отправкой брифа новому заказчику всегда вношу коррективы в исходный шаблон. Что-то убираю, что-то добавляю. Иногда даже вступление и заключение переписываю :)

    @ Сергей Трубадур:
    Интересно, а что говорит заказчик?

  • Мария 06.09.2010 - 23:57

    Использую брифы по возможности всегда. Если вдруг получается, что как-то так все обсуждено уже, то обычно просто формулирую все и переспрашиваю — верно ли я поняла? Мне кажется, это как раз удачный вариант обхождения без брифа, но получения подтверждения от заказчика.

  • Денис Каплунов 07.09.2010 - 00:00

    Наталья Карья_aka_Tashka говорит, что:

    @ Денис Каплунов:
    Я и с постоянными работаю с брифов, просто уменьшаю его до безобразия В смысле — выделяю только вопросы по существу, опустив все общие, на которые уже получен ответ.

    Ну не знаю. Я тоже использую бриф. Но порой быстрее нахожу общий язык в живом разговоре. Как говорится, у каждого свои «муравьи в штанах» :-D

  • Наталья Карья_aka_Tashka 07.09.2010 - 00:06

    @ Денис Каплунов:
    Так я чего и говорю — к каждому свой подход нужен. С кем-то намного лучше и удобнее все просто обговорить. Но я-таки за то, что результат разговора перенести в отдельный документ и дать заказчику на согласие. И кстати — все мои клиенты только «за». Они частенько еще кое-что добавляют, вспоминая по ходу прочтения уже заполненного брифа.

    @ Мария:
    Ну такой вариант тоже вполне себе. Согласие получили — можно приступать к работе. А то ведь может возникнуть ситуация, когда заказчик неверно как-то объяснил, а Вы неверно как-то поняли. Тоже нехорошо.

  • Сергей Трубадур 07.09.2010 - 00:19

    Наталья Карья_aka_Tashka говорит, что:

    @ Сергей Трубадур:
    Интересно, а что говорит заказчик?

    Либо заполняет бриф, либо что-то типа «Да я не придирчивый»:).

    Кстати, согласен с Андреем — практически никогда бриф не дает абсолютно полной картины. Обычно дополнительные вопросы нужны.

    Но всё одно обычно до 90% информации получить можно и из брифа. Что приятно и удобно. ИМХо.

  • Unisender 07.09.2010 - 00:25

    Наталья Карья_aka_Tashka говорит, что:

    @ Unisender:
    Интересно, а вот насколько Вам нужен хороший результат?
    @ Unisender:, @ Trixter:
    а тут уже речь о правильном подходе. Я перед отправкой брифа новому заказчику всегда вношу коррективы в исходный шаблон. Что-то убираю, что-то добавляю. Иногда даже вступление и заключение переписываю

    Наталья, а кто докажет, что заполненный бриф мне ГАРАНТИРУЕТ результат? А если я получаю высокий результат, не заполняя бриф? И что значит «правильный подход»? Это кто установил правила? =) У меня всё просто — правила устанавливаем мы вместе со фрилансерами отдельно, ну вот не люблю я заполнять брифы — так что — я «неправильный» заказчик? У каждого свои методы и я уверен, что заполнение брифа ну никак не может лично МНЕ гарантировать результат. Бриф нужен Вам, чтобы Вы потом могли на него ссылаться в стиле «Ну вот Вы сами этого хотели, смотрите…» :-D

  • Наталья Карья_aka_Tashka 07.09.2010 - 00:34

    @ Сергей Трубадур:
    согласна :)

    @ Unisender:
    А разве употребила слово «гарантирует» относительно результата? ) Бриф — это гарантия, что все друг друга правильно поняли в принципе. То есть заказчик четко показал, чего и в каком стиле хочет, а исполнитель заранее согласился, что этой информации ему достаточно:)
    А уж какой выйдет результат — сам бог не ведает :) Потому что косвенных факторов — мама дорогая!

    Кстати, Вам бриф тоже пригодиться. Ведь и Вы можете ссылаться на него — я, мол, хотел в деловом стиле, а ты чего это мне тут накатал по фене? *CRAZY*

    А про правильный подход говорила в смысле как про индивидуальный. Ну то есть для каждого — свой. Просто не люблю слово «индивидуальный», приелось чего-то :-D

  • BloggerMen 07.09.2010 - 01:00

    Все три способа могут с успехом использоваться. Оптимальный вариант — предложить заказчику один из них на выбор, если возникла такая ситуация.

  • Наталья Карья_aka_Tashka 07.09.2010 - 08:26

    @ BloggerMen:
    Честно говоря, никогда заказчику не предлагала выбрать самому, а все как-то чисто интуитивно. Но с другой стороны — почему бы и нет? :)

  • Мария 07.09.2010 - 08:32

    @ Наталья Карья_aka_Tashka:
    ДА, именно для понимания это и нужно.

    @ Unisender:
    А разве Вы не заполняете бриф? Ведь отвечая на вопросы, Вы как раз его и заполняете, по-моему. Просто он оформлен в другом виде, получается, как обычный диалог.

  • Маша Мария 07.09.2010 - 18:35

    Есть бриф — хорошо, нет брифа — тоже неплохо. Оформить мысль на бумаге может не каждый, скайп или аська вполне себе подойдут как полигон для составления ТЗ =)

  • Наталья Карья_aka_Tashka 07.09.2010 - 18:43

    Ой, сколько Марий появилось :)

    @ Маша Мария:
    Маш, а твой опыт что говорит — каких заказчиков больше: тех, кто готов хорошо заполнить бриф, или тех, кто хочет обсудить лично?

  • Маша Мария 08.09.2010 - 14:15

    @ Наталья Карья_aka_Tashka:
    Наталья Карья_aka_Tashka говорит, что:

    Ой, сколько Марий появилось
    @ Маша Мария:
    Маш, а твой опыт что говорит — каких заказчиков больше: тех, кто готов хорошо заполнить бриф, или тех, кто хочет обсудить лично?

    Таш, я тут и была с самого начала =) По сабжу, почему-то больше тех, кто стремится обсудить лично ;)

  • Наталья Карья_aka_Tashka 09.09.2010 - 19:18

    @ Маша Мария:
    Ну просто ты ничего не писала, я и не видела :)

    Вот странно — у меня наоборот многие заказчики требуют бриф почти сразу.

  • Татьяна 11.09.2010 - 13:12

    Скажите, а где найти хорошие брифы? Как-то все встречаются так себе.

  • Наталья Карья_aka_Tashka 11.09.2010 - 13:19

    @ Татьяна:
    Дело в том, что Вам все равно придется подстраивать бриф под себя. К примеру, у Дениса Каплунова выложены брифы на блоге. Можете попробовать взять их за основу. Но так и или иначе дорабатывать придется, а некоторые — разрабатывать с нуля.

  • sinaYstudio 13.10.2010 - 13:42

    Порой из заказчика действительно трудно, а зачастую просто невозможно вытащить ТЗ. И приходится задавать кучу наводящих вопросов. Чтобы начать выполнение. Не любит заказчик делать это самостоятельно. Хотят чтобы все работало вчера =)

  • Наталья Карья_aka_Tashka 13.10.2010 - 18:56

    @ sinaYstudio:
    Хотеть не вредно, как говорится ;)

  • Евгения 25.09.2011 - 17:58

    Очень полезная статья!
    Прям все 4 пункта про моего постоянно зака :-D. Он все время рвется пообщаться со мной по скайпу, пишет на почту, что готов мне дать новое задание. Но как только дело доходит до самого разговора — конкретных заданий нет.

    Причем начинали мы с ним работать, когда ему нужен был рерайтинг текстов. По сути тут даже и бриф не нужен, и так все понятно. Но потом я потихоньку стала и контент-менеджером для его сайтов.

    И вот, при каждом разговоре я несколько раз переспрашиваю, чтобы добиться четкого ответа, что же мне делать. =)

    Понятно, что он хочет для своего бизнеса всё самое лучшее. Но так ужасно, когда советуешь что-то, говоришь, что тексты хорошие, рабочие, а он хочет просто красивый текст. С его точки зрения красивый. Вот как бороться с этим — не знаю. :(

    Как доказать заказчику, что текст должен быть не только красивым, но и толковым?

    • Наталья Карья_aka_Tashka 26.09.2011 - 17:38

      Направить его на мою рассылку для заказчиков, которая скоро будет :) Уже написала, но пока не оформила. Как раз промывает им мозг по поводу текстов.

Прокомментировать


This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

Забери бесплатную книгу!

Карья Наталья Фрилансерская акупунктура. Волшебные точки воздействия

Новые публикации

Информация на 13000 рублей БЕСПЛАТНО!

Карья Наталья Тест-драйв от школы правильных копирайтеров

Последние комментарии

А вы умеете писать продающие тексты?

Практический курс Архитектура продающего текста

Пиши статьи правильно!

Практический курс Статейный мастер

Рубрики

Повышай цены! Будь с заказами!

Карья Наталья Ценовой апгрейд Клиентский переполох

Самые популярные записи

Друзья блога

CY-PR.com