Авг
20

Наташа Кристеа: «Постоянно учитесь. Даже если вы ильменский самородок…»

тест-драйв

Нравятся статьи моего блога? Тогда узнайте почему вам просто необходимо подписаться на новые публикации.

Наташа КристеаВы не против поговорить о добыче полезных ископаемых? Особенно если принять во внимание, что рассказывать нам будет настоящий мастер…

Это девушка, каждый текст которой мне кажется драгоценным камнем.

Это девушка, которая напоминает скандинавскую красотку.

Это девушка, за которой я НИ РАЗУ не заметила попытки самопиара, но которой восхищаются многие.

Это девушка, которой восхищаюсь и я. Наташа Кристеа.

Наташа, здравствуй! Я очень хочу, чтобы в моем блоге первой историей успеха фриланс-леди стала именно твоя история. Ты не против?

Из цепочки «успех-фриланс-леди» я согласна только со словом «фриланс»).

А где рождаются такие талантливые фриланс-леди? Где учатся? Где творят, в конце концов?

Моя родина — Ильменский заповедник. Ильменские горы уникальны тем, что это единственное место в мире по количеству представленных горных пород и минералов в одном месте. Мне предначертано было родиться самородком. Географическое положение обязывало). Училась на низменности. А творю в Карпатских горах. Вот такие перепады. Карпаты, кстати, повыше из списка будут. Расту что ли?

Наташа, многих из начинающих фриланс-леди волнует финансовый вопрос. Поэтому очень интересно, с каких цен ты начинала и как быстро их поднимала? Сейчас у тебя довольно внушительные гонорары.

Я не буду сейчас говорить о 5-центовых аномалиях. Давайте, про более-менее профессиональный уровень. Я против искусственного ценника: когда проанализировали цены по рынку, посчитали свою продуктовую корзину и в итоге выдали цифру. Цену нужно поднимать тогда, когда растешь сам. Если твой текст, написанный вчера, но за 3 рубля, по качеству не отличается от текста, написанного сегодня, но за 30 рублей, то это обман. И обманываете вы, прежде всего, только себя. Профессиональная стагнация при искусственном раздувании ценника — пирамида, которая когда-нибудь да рухнет. А под осколками окажитесь вы сами.

Обратила внимание, что во всех своих работах ты используешь цитаты. Это потрясающе. Уже выяснила, что с цитатами тебе помогает работать отличная начитанность и великолепная память.

Но вопрос в другом — для каждого ли текста уместны цитаты? Не пытались ли копировать твой стиль?

Использование цитат — это не стиль. Это приём. Почему использую часто, потому что в продающих текстах главное — это убедить. А что убеждает лучше всего — правильно, мнение авторитетной личности. Пусть даже цитата будет опосредовательно относиться к теме — осадок останется.

Далее. Цитата — это кавычки. А значит, можно быть уверенной, что хотя бы цитату прочтут, а там, может, и дальше по цеплялкам до конца материала дойдут.

Поэтому цитаты в моих текстах — это не какой-то там стиль, а именно приём, наравне с буллетами и подзаголовками. Только скажем, более харизматичный.

Твои тексты — это великолепный пример того, как нужно писать. Откуда ты черпаешь вдохновение?

Из музыки, книг, общения с друзьями, талантливыми работами других людей.

Наташа, а что делаешь, если срок сдачи заказа уже вот-вот, а текст так еще и не родился — нет мыслей? Или у тебя такого не бывает?

По возможности беру проекты, которые мне будут интересны. Интересны, в первую очередь, не тематикой, а именно постановкой задачи. Далее. Если идея не рождается сразу, я просто жду). Когда  понимаю, что копание на моей картофельной грядке уже ничего не даст, я отправляюсь в мандариновые сады. Читаю что-то приятное и интересное по абсолютно другой тематике. Каким-то рефреном идея всегда приходит. И я настолько уверена, что это произойдет, что внутренне всегда расслаблена, даже если сдавать завтра. Кстати, заказы «нужно вчера» не беру. Любовь к мандаринам пересиливает).

Открой секрет — приходилось ли отказываться от заказа в процессе его выполнения? Что послужило причиной?

Очень-очень редко (у меня строгий face-контроль), когда понимаю, что кормлю свинью апельсинами. А с цитрусовыми у меня особые отношения, как ты уже заметила). В таких ситуациях я пишу клиенту: «Соловей не поёт для свиней! Позови-ка ты лучше ворону!». Да, могу так и написать. Безобидный детский стишок такой.

А вообще, часто отказываешься работать с заказчиками? Или придерживаешься мнения, что договориться можно с любым?

Вообще, я всегда с  заказчиком общаюсь. Общаюсь до, во время и после. Доверительные отношения — залог того, что заказчик будет восприимчив к моим доводам. При этом я всегда помню, что раз клиент уже имеет свой бизнес, то он тоже кое-что понимает в нарезке пирога. Поэтому в диалоге я всегда слушаю и обдумываю все его сомнения или «против». Говорю про своё видение. Если заказчик не враг своему бизнесу (вот, кстати, самая главная причина не работать с посредниками-пофигистами), если сочтёт мои аргументы разумными — обязательно согласится. Если я понимаю, что клиент прав, то у меня нет камня на шее от мысли о последующей переделке текста. Наоборот. Я узнала для себя что-то полезное, расширила свою карту мира благодаря мудрости клиента.

Вопрос из разряда не совсем рабочих :) : Как совмещаешь работу во фрилансе и личную жизнь?

Ну, я вообще не делю жизнь на личную, рабочую и т. д. Жизнь во всём едина. Ну, а если так надо затронуть горячую тему, то секс с клиентом на фрилансе очень актуален.

А как отдыхает столь успешная фриланс-леди?

Даже не знаю. Отдыхаю тогда, когда меня что-то захватывает. Например, если я приду в кино, а оно окажется скучным — отдыха не получится. И так во всем. Даже, если я работаю и меня вставляет от проекта — для меня это тоже отдых. Если говорить, как расслабляюсь, то, наверное, самый сильный антидепрессант — автомобильная езда и танцы.

Наташа, многие женщины приходят во фриланс в период декретного отпуска, зачастую — от скуки или чтобы немного заработать. Твое мнение — это закономерное явление или все-таки нужно начинать фрилансить по призванию, а не по необходимости?

Не совсем поняла вопроса. Если возникла необходимость фрилансить по призванию — так это ж здорово). Если ты про то, что массово идут в копирайтинг, так как у нас в стране 100% грамотность, — это тоже нормальное явление. Случайные люди есть везде. Я от них не страдаю, а вот они — да. Никчемность — это очень грустно, но иногда нужно и помыкаться, чтобы найти себя.

Ну и, разумеется, просьба дать напутствие начинающим фриланс-леди.

Никогда не слушайте советы конкурентов). А вообще, дам такой один банальный совет: банальный, потому что только он и работает — постоянно учитесь. Даже если вы ильменский самородок…


Вот так-то вот. Даже самородки настаивают на том, что учиться нужно. Стагнация убивает. И вас, и ваш профессионализм, и продажи товаров и услуг.

Жду вас в комментариях. И буду рада услышать там и саму Наташу Кристеа.

Было интересно?
Тогда прописывайтесь в блоге, чтобы всегда быть в курсе.
Вебинары от школы правильных копирайтеров

39 коммент. к записи “Наташа Кристеа: «Постоянно учитесь. Даже если вы ильменский самородок…»”

  • Talil 20.08.2010 - 14:52

    Интересно. Я вот поначалу писала за копейки такие тексты, которые другие продают за сотни. Неужели цена определяется только опытом, а талант пусть постоит в сторонке?..

    Хотя нет. Талант, наверно, просто дает преимущество на старте…

  • Алексей Егоров 20.08.2010 - 14:58

    Спасибо Наташе за дельное интервью. Еще классик трижды призывал учиться, а он знал, что говорил ) Слова Натальи – отличное подтверждение старых истин. Респект!

  • Наталья Карья_aka_Tashka 20.08.2010 - 15:05

    @ Talil:
    Другие продают свои тексты за сотни, потому что знают, КАК продать. Думаете, дело только в таланте? Если Вы пишите продающие тексты, то в первую очередь нужно умудриться продать себя — заказчику :)

    (чего-то прозвучало, как призыв к проституции :( )

    @ Алексей Егоров:
    Наташа Кристеа вообще потрясающая девушка :) Помню, я поначалу в ее портфолио чуть ли ни ночевала.

  • Денис Каплунов 20.08.2010 - 15:11

    Спасибо обеим Натальям!

    Встану между вами и загадаю желание! Кто его будет исполнять? :-D

    По сути – интервью очень интересное.

    Понравилось 3 ключевых момента:

    1. Использование цитат и кавычек (всегда говорил, что они хорошо пробивают сознание).
    2. С заказчиком нужного говорить до, во время и после… и не только говорить.
    3. Никогда не слушать конкурентов! :-D

    3-ий пункт можно расширить одним афоризмом (которые любит Наташа Кристеа) – «Дам вам один дружеский совет – никогда не давайте дружеских советов! =)

    А вот за эту фразу отдельное спасибо, уж больно понравилась: «Профессиональная стагнация при искусственном раздувании ценника — пирамида, которая когда-нибудь да рухнет. А под осколками окажитесь вы сами.»

  • Анна Шиповская 20.08.2010 - 15:19

    Спасибо за интервью:)
    Очень понравилась музыка, такая… в стиле моего сегодняшнего утра.

  • Анна Шиповская 20.08.2010 - 15:24

    Наталья Карья_aka_Tashka говорит, что:

    Наташа Кристеа вообще потрясающая девушка Помню, я поначалу в ее портфолио чуть ли ни ночевала.

    Я сегодня перед тем, как читать интервью, тоже там побродила… Восхитил нейминг и тексты для фотостудии… те, где «Фокус. Выдержка. Перспектива…» Удивительная находка.

  • Наталия 20.08.2010 - 16:08

    Отличное интервью! Тоже убеждаюсь, что нужно учиться и учиться – и, кстати, пойду тоже поночую в портфолио :-D
    Кстати, а что Наталья может посоветовать для обучения? Интересно просто)

  • Олег Маркарьян 20.08.2010 - 16:46

    Разговор двух Наташ получился очень интересный, но… короткий *UNKNOWN*

    Я только настроился на длиннющую беседу, а она бац и оборвалась.

    Хотя это можно понять – девушки очень заняты работой и на разговоры остается очень мало времени.

    теперь по тексту.

    Очень понравилась фишка с высказываниями известных личностей. Сам собираю в своем блокнотике интересные мысли различных личностей (известных и не очень), но использовать их в текстах как-то не доводилось. Может, потому что я не пишу рекламные тексты? Пока не пишу ;)

    Полностью согласен с тем, что с заказчиком нужно общаться. И чем больше, тем лучше. Сам, когда только пришел в райтинг, старался завязывать отношения со всеми заказчиками. В итоге, многие из них стали моими друзьями. =)

    А вот насчет «не слушать конкурентов» – а если ваши конкуренты являются одновременно и вашими друзьями? Неужели друзья научат плохому из-за чувства конкуренции?

  • Наталья Карья_aka_Tashka 20.08.2010 - 17:44

    @ Денис Каплунов:
    боюсь даже представить, что ты там загадал :-D

    А что касается интересных моментов…. вот согласись, что Наташа действительно УМЕЕТ обычные по сути мысли облечь в очень необычную словесную форму.

    @ Анна Шиповская:
    Ань, да я каждый раз хожу и восхищаюсь. Ты еще на ее сайт сходи — там тоже шедевр на шедевре.

    Наталия говорит, что:

    Кстати, а что Наталья может посоветовать для обучения? Интересно просто)

    Надеюсь, Наташа сама на этот вопрос ответит. Лично :)

    @ Олег Маркарьян:

    Ну я не слишком люблю длинные разговоры :) Кстати, у Трубадура в блоге есть интервью с Наташей — рекомендую прочитать. Наверняка найдешь полезное.

    А насчет конкурентов… плохому не научат. Но могут не сказать всей правды или под правдой завуалировать ложь. Бывает такое.

  • Sympaty 20.08.2010 - 18:20

    Очень запоминающийся псевдоним. И интервью запомнилось. Особенно – мандарины и пирог)))) Вкусно. Спасибо Наташам.

  • Сергей Трубадур 20.08.2010 - 18:36

    Спасибо за интервью, Наташи.

    @ Олег Маркарьян:
    да, мне тоже казалось, что будет дольше:). Но получилось насыщенно. И вкусно, как обычно.

    Такое себе интервью-настроение. Как и песенка «угрей».

    Кстати, Наташа открыла секрет. Цитаты — всё-таки не стиль, а прием:).

    Недавно впервые его применил, кстати. Но процитировал человека, узко известного среди ЦА.

    З.Ы. А вот ссылка на мой полуочерк, кто не читал: http://profreelance.ru/natasha-kristea/ . Думаю, эти два интервью можно читать и вместе, как две половинки апельсина:).

  • Денис Каплунов 20.08.2010 - 18:37

    @ Sympaty:

    Что-то мне подсказывает, что это не псевдоним… Если учесть, что Наталья сейчас живёт и работает в Румынии. ;)

    @ Наталья Карья_aka_Tashka:

    Боишься? Значит, что-то уже представила! :-D

    И, да – я согласен, что у Натальи это получается.

    @ Олег Маркарьян:

    Нужно еще отделять понятие «совет» от термина «учёба». Одно дело – говорить, а другое – заставить тебя сделать что-то самостоятельно (ведь именно так ты и научишься»).

  • irruda 20.08.2010 - 18:46

    Действительно, не только полезное, но и очень вкусное интервью! Спасибо, что поделились им!

  • Наталья Карья_aka_Tashka 20.08.2010 - 19:29

    @ Sympaty:
    @ irruda:

    Мне и самой понравилось :) Это нескромно, но приятно.

    @ Сергей Трубадур:
    Мне прием с цитатами очень нравится. Я их редко-редко использую. Не всегда удается сделать органично. а Наташа умудряется в каждом тексте упомянуть их так, что как будто там и были.

  • ladybloger 20.08.2010 - 22:09

    Великолепное интервью!

    Спасибо обеим собеседницам Натальям. =)

  • lanti 21.08.2010 - 00:06

    Спасибо огромное за интервью, чувствуется профессионализм обеих девушек (и вопросы подобраны и поставлены грамотно, и ответы интересные)! Я не профессиональный копирайтер, только начинаю писать статьи для сайтов. Очень понравилось выражение:

    Если твой текст, написанный вчера, но за 3 рубля, по качеству не отличается от текста, написанного сегодня, но за 30 рублей, то это обман.

    Это можно распространить на все области: чем бы вы ни занимались, очень важно учиться и знать адекватную цену своим умениям.

  • BloggerMen 21.08.2010 - 00:32

    Наташа, а сколько времени вам потребовалось, чтобы достигнуть такого уровня в копирайтинге?

  • Олег Маркарьян 21.08.2010 - 15:47

    Сергей Трубадур, спасибо за ссылочку. Обязательно ознакомлюсь. =)

    Денис Каплунов, это точно! Спасибо! ;)

  • Вредный Yoker 21.08.2010 - 15:54

    А под осколками окажитесь вы сами****окажетесь

    Интересно, Наташ :) )

  • Наташа 21.08.2010 - 22:25

    @ Talil:
    Я не очень поняла, к чему Вы это спросили — в каком контексте относительно моих ответов.
    Отвечу просто на вопрос, хорошо?)
    Талант — это прекрасно. Талант опытом не заработаешь. Но голый талант тоже вряд ли будет кому-то нужен. Его нужно развивать и раскрывать, а главное — давать огранку.
    Кому какое дело, что у Вас идеальный музыкальный слух? Никакого. В таких случаях обычно говорят: » Тебе повезло. Ты можешь стать великим певцом, музыкантом или дирижером». Ключевое слово в ответе «можешь». Можешь! Или не можешь… Вот как раз опыт — постоянная огранка этого таланта — и превращает «можешь» во что-то настоящее.

    Применительно к копирайтингу. Чувство стиля, талант рассказчика — бесценный дар. Если вы знаете законы, секреты, фишки написания продающих текстов, то ваши коммерческие предложения станут бичом для кредиток читателей. Ключевое слово в этом предложении — «если».

  • Наташа 21.08.2010 - 22:46

    @ Наталия:
    Копирайтингу училась у Репьева, Давыдова и на курсах Wacademy (http://wacademy.ru/). Плюс бесчисленное количество прочитанных книг, мониторинг западных блогов, платные подписки на какие-то материалы или рассылки.

    Давыдова отмечу даже не за какие-то теоретические знания (в принципе, всё то же, что и у Репьева, а у того у Огилви), а за его удивительную призму смотреть на вещи и широкий кругозор. Это, кстати, это я ценю на много больше, чем какие-то теоретические выкладки и инструментарий.

    Именно эта призма дала мне неимоверный толчок для саморазвития на курсах в Wacademy. Леонид Фейгин — удивительно харизматичный человек. Глубокий. И тонкий.

    Следующим мощным этапом моего роста стало общение и совместная работа над проектами с Алексеем Дружининым. Я открыла для себя много других измерений)). И не только касательно творческого процесса, но и в вопросах позиционирования, общения с клиентом, политики ценообразования, работы на фрилансе в целом.

    Теперь у меня более-менее наладился баланс между задатками-огранкой-опытом и денежной компенсацией.

  • Наташа 21.08.2010 - 22:48

    @ Олег Маркарьян:
    конечно, дружба вне конкуренции))

  • Наташа 21.08.2010 - 22:50

    @ Sympaty:
    это не псевдоним, а моя настоящая фамилия)
    просто я мужа с позиции неймера выбирала)

  • Наталия 21.08.2010 - 22:55

    @ Наташа:
    Спасибо за подробный ответ! Из всех указанных читала только Давыдова – значит, идем в правильном направлении и не все потеряно :-D

  • Наташа 21.08.2010 - 22:58

    @ BloggerMen:
    Чистым копирайтингом я начала заниматься 4 года назад.
    Мне очень повезло с людьми, которые мне встретились и помогали в начале и сейчас. Таня Байдак и Алексей Дружинин, а курсы — Леонид Фейгин, Светлана Майбродская. Да, Алексей сейчас тоже Школу свою создал.
    А еще мне очень нравится блог Ильи Петрова — http://ilyapetrov.com/blog/. Он пишет про актуальные и очень важные вещи.

  • Наташа 21.08.2010 - 23:00

    @ Вредный Yoker:
    я жутко неграмотная, на самом деле(

  • Наташа 21.08.2010 - 23:01

    А вообще, спасибо всем за тёплый приём и Наташе за приглашение на интервью!

    Вроде на все вопросы ответила? (Извините, что не сразу).

  • Анна Шиповская 21.08.2010 - 23:11

    @ Наташа:
    Наталья, последний час я провела в вашем блоге… Логарифмы будто бы собирают все невысказанные мысли в осознанные формулы. Спасибо вам. И за Богуски.

  • Наташа 21.08.2010 - 23:15

    @ Анна Шиповская:
    очень рада)

  • Танюшка 22.08.2010 - 09:58

    Жаль что интервью короткое. Но большое спасибо за интересную информацию. Я начинала работу с 5 центовых заказов, но начинать нужно было с чего-то.

  • Виталий (TST-master) Нелепый 22.08.2010 - 20:16

    Классные откровения.

    Кроме актуальных цитат, у Наташи очень органично получаются организующие метафоры. Многие авторы создают тексты на таких аналогиях. Но далеко не у всех выходит сделать это так, чтобы на той стороне экрана читателю всё было ясно и понятно. Сравнения Наташи как раз-таки расширяют понимание темы. Именно так, как это удобнее читателю.

    Вот и в этом интервью — про цитрусовые и пироги =) *THUMBS UP* .
    Пожалуй, это её визитная карточка.

    Читаю что-то приятное и интересное по абсолютно другой тематике. Каким-то рефреном идея всегда приходит.

    Есть предположение, что решение сложной задачи можно получить из любимой книги. Даже если эта книга — простой роман, а задача из области астрофизики). Нужно лишь открыть книгу на любой странице, и ожидая идею, прочесть несколько случайно попавшихся предложений/абзацев подряд. Проверено — работает. =)

    От себя добавлю: чем сильнее ассоциативное мышление, тем — видимо — ярче, будет образ пришедшей идеи.

    Наташ, у тебя есть какие-нибудь особенные приёмы по развитию асооциативного мышления? Ну, кроме общеизвестных – чтение большого количества книг и проч.

  • Наталья Карья_aka_Tashka 22.08.2010 - 21:08

    Наташа, спасибо за твои комментарии! Поскольку это твое интервью, я стаю в сторонке и с интересом наблюдаю, слушаю, учусь :)

  • Сергей Трубадур 22.08.2010 - 21:27

    @ Виталий (TST-master) Нелепый:
    да, именно у Наташи лучше всего учиться образности текстов:).

  • Виталий (TST-master) Нелепый 22.08.2010 - 23:13

    Сергей Трубадур говорит, что:

    @ Виталий (TST-master) Нелепый:
    да, именно у Наташи лучше всего учиться образности текстов:).

    Согласен, Серёж. Ещё со времён твоего интервью с ней в Профриланс-блоге, я частый гость профиля Наташи на Фри-лансе.

  • Алексей Болдин 23.08.2010 - 15:42

    Наташа красотка и умница!
    :)

  • Наташа 27.08.2010 - 03:34

    Виталий, спасибо)

    По развитию ассоциативного мышления — честно, ничего специального не читала. Это из детства, наверное, всё. Очень много играли во всякие ассоциативные игры и со взрослыми\родителями, и во дворе с ребятами. Любила очень смотреть на облака и обязательно в каждом находить какой-то образ. Как-то так всё).

    Если вспомню про полезную книжку — обязательно напишу. Как нужная ассоциация придёт)).

    По развитию творческих способностей, из недавнего, — Джулия Кэмерон “Золотая Жила”. Но у меня не пошла. Хотя многим нравится.

    Сильная вещь — Роберт Антон Уилсон «Прометей восставший. Психология эволюции». Это по рекомендации Давыдова. Огромное удовольствие получила. Столько юмора и пищи для ума.

    Вспомнила одну оч классную книгу, но она больше как отличный пример ассоциативного мышления + много полезностей по маркетингу — Стас Жицкий, Сергей Кужавский “Притчетерапия, или книга смыслей о маркетинге”.
    Вот)

  • Виталий (TST-master) Нелепый 27.08.2010 - 11:02

    Спасибо за ответ, Наташ.

    Да, Павел упоминал о Уилсоне несколько раз. Пожалуй, вооружусь и я знаниями этого автора.

    Наташа говорит, что:

    Вспомнила одну оч классную книгу, но она больше как отличный пример ассоциативного мышления + много полезностей по маркетингу — Стас Жицкий, Сергей Кужавский “Притчетерапия, или книга смыслей о маркетинге”.
    Вот)

    Обратная сторона — процесс создания рабочих аналогий есть у Дэвида Гордона «Терапевтические метафоры». — Это так, может кому пригодится. (К слову, понимание некоторых вещей из Гордона здорово помогают писа́ть фейковые отзывы. Они получаются более правдоподобными).

  • Кирилл 20.11.2010 - 09:16

    Отличное интервью! очень понравилась фраза ««Постоянно учитесь. Даже если вы ильменский самородок…»» *THUMBS UP* , чувствуется образованность, причем, сразу обеих Наташ =) .

  • Евгения Голд 06.10.2011 - 04:28

    Да, учиться нужно всегда. Мне это нравится! =)
    Причем вот так, целенаправленно учиться — гораздо интереснее, чем в школе или универе для галочки.

Прокомментировать


Comment Spam Protection by WP-SpamFree

(подписан на комментарии)
Follow us on Twitter! Twitter!
Читайте блог в Твиттере!

Забери бесплатную книгу!

Карья Наталья Фрилансерская акупунктура. Волшебные точки воздействия

Информация на 13000 рублей БЕСПЛАТНО!

Карья Наталья Тест-драйв от школы правильных копирайтеров

Новые публикации

Пиши статьи правильно!

Практический курс Статейный мастер

Последние комментарии

А вы умеете писать продающие тексты?

Практический курс Архитектура продающего текста

Рубрики

Повышай цены! Будь с заказами!

Карья Наталья Ценовой апгрейд Клиентский переполох

Самые популярные записи

Участник Blograte.ru FLIQ.ru +1 Рейтинг блогов CY-PR.com Karya на Free-lance.ru

Друзья блога