Фев
2

Почему некоторые фрилансеры боятся дружеских отношений с заказчиками?

тест-драйв

дружба с заказчикомСкажу откровенно, я отношу себя к копирайтерам, которые действительно умеют договариваться с заказчиком. При этом с большинством из них я общаюсь на «ты» и поддерживаю приятельские отношения.

И мне очень часто удивительно слышать, что, мол, дружеские отношения мешают нормальной работе — заказчики садятся на шею. Да и предоплату просить после задушевного разговора как-то некомфортно.

И вот что мне интересно →

Как связаны дружеские отношения и предоплата?

Если вам садятся на шею — это вы сами позволили. Если вам неудобно просить предоплату — это ваши «тараканы» и их нужно травить :)

Поверьте — ни один из моих заказчиков НИ РАЗУ не пытался использовать наше приятельство в своих интересах.

Кстати, неумение разграничивать дружбу и работу многим мешает и в обычной жизни.

Помните поговорку? «Хочешь потерять друга, дай ему денег в долг». Это поговорка отлично работает и с заказчиками, которые стали приятелями.

Поэтому не надо думать, что вы чем-то обязаны человеку, если перешли с ним на «ты» и иногда обсуждаете что-то вне работы.

Стройте схему работы, удобную вам

Я не настаиваю, чтобы вы завязывали дружеские отношения с заказчиками. Хотя всячески рекомендую. При правильном подходе это работает только на пользу.

Но не забывайте вот что — вы сами решаете, в каком тоне выстраивать взаимоотношения.

Любите строгий деловой стиль?

Да пожалуйста!

Если вы делаете свою работу хорошо, умный заказчик вряд ли  будет искатьвам  замену только потому, что вы с ним не на «ты».

Однако если вы хотите менее формальных отношений и чувствуете, что и заказчик не против, не стоит отказывать себе в комфортном сотрудничестве. Поверьте, нормальный клиент не станет этим злоупотреблять.

А если станет, то гоните такого заказчика в шею, он вам не нужен. Потому что рано или поздно при любом уровне взаимоотношений он бы вас как-то подставил.

Не переходите границу

Я хочу, чтобы вы четко понимали, где граница между дружественно-рабочими отношениями и пустым балабольством.

Смотрите, в своих отношениях с заказчиками я придерживаюсь следующей схемы:

85-90% работы — 10-15% отдыха

То есть, скажем, из 10 минут разговора 1,5 минуты мы можем поговорить на отвлеченные темы. Узнать друг у друга, как дела. Или рассказать об отпуске.

Когда эта пропорция начинает смещаться, я всеми силами возвращаю ее в рамки. Делаю я это для нашей с заказчиком обоюдной пользы.

Вернуть разговор в рабочее русло очень просто — нужно всего лишь задать вопрос по теме. Поскольку мы обычно общаемся в ICQ, это происходит легко и непринужденно.

Как результат — и работа делается, и с заказчиком будут отличные, человеческие отношения.

Что еще нужно для нормального, эффективного фриланса? ;)

P.S. А нужно еще позаботиться о глазках :) . Елена рассказала, почему глаза для фриланс-леди — самый главный инструмент в работе.

Вебинары от школы правильных копирайтеров

39 коммент. к записи “Почему некоторые фрилансеры боятся дружеских отношений с заказчиками?”

  • Анна 02.02.2011 - 23:35

    Я предпочитаю сохранять сугубо деловые отношения. Хотя с одним моим работодателем отношения были и дружеские, и деловые одновременно. И это нисколько не мешало работе. Я у него спрашивала, что делать, если у ребенка температура (он детский врач по специальности), писала тексты ему на сайте. Все нормально.
    Более дружеские отношения у меня с теми, с кем обмениваюсь ссылками или кто помогал мне в проведении конкурса на другом моем сайте. Спамить не буду, не для того сюда пришла.
    С коллегами-франсерами тоже дружеские. А в отношениях работник-заказчик все же предпочитаю держать дистанцию. И говорить — вы.

    • Наталья Карья_aka_Tashka 03.02.2011 - 17:04

      Это менталитет у нас такой :) Если по работе — значит, официально. Просто нам действительно трудно не смешивать личные и рабочие отношения. Вот и получаются такие рамки. Думаю, постепенно Вы заметите, как отношения меняются :)

  • Lyudonka 03.02.2011 - 00:27

    У меня есть заказчики, с которыми я работаю без предоплаты. Причем уговор такой: пишу на тему, которая мине интересна — показываю — устраивает — мне идет оплата. По началу был один возврат, ни ничего — для блога в самый раз (много уж «я» вставлялось, что для статей нежелательно). Но на ты не перехожу — привычка с бывшей работы… =)

    • Наталья Карья_aka_Tashka 03.02.2011 - 17:06

      Ну, у Вас там свой режим. Получается, не заказчик дает задание, а Вы ему предлагает готовый текст. Это как при свободной продаже. Так что тут вполне нормальный режим работы :)

      А если заказчик сам предложит перейти на «ты»?

      • Lyudonka 04.02.2011 - 18:38

        да с удовольствием, только я им первая такого не предлагаю :) они выкают, хотя темы могут быть очень далеки от заказов, значит, это лишнее =)

  • Екатерина Гончарова 03.02.2011 - 02:40

    Я как-то тоже на Вы. Панибратство не для меня.

  • Елтанская Алекс 03.02.2011 - 03:08

    У меня даже если на «ВЫ» , то с заказчиком болтаем о наболевшем…о детях)) я вообще не люблю сценарий типа » здрасте. есть работа. спасибо. до свидания»
    Мы же люди, человеки и перекинуться парой слов можно. Для себя я обнаружила огромный плюс общения на «ТЫ»: можно выклянчить еще пару дней на заказ, безболезненно отказаться от работы ну и еще парочка..я вот у одного заказчика консультировалась по поводу продвижения. Попросила просмотреть статью на наличие тематических ошибок и он без проблем помог.
    Да плюсов, как мне, море!

    • Наталья Карья_aka_Tashka 03.02.2011 - 17:09

      Да, ты права — плюсов намного больше. И понимания больше. Мне тоже нравятся человеческие отношения. Если настроен заказчик на такую волну — я с радостью поддерживаю.

      P.S. вчера вот благодаря такому отношению узнала, что заказчик приболел и ближайшие дни мою работу проверять не будет. А я и сама приболела. Теперь не нужно изо всех сил пытаться доделать к сроку. можно спокойно отдохнуть и сдать заказ дня на 2-3 попозже.

      А не общались бы мы с ним так — я бы умерла уже перед компьютером :)

  • Яков 03.02.2011 - 03:53

    Я думаю, что здесь палка о двух концах. Мне бы не понравилось, если бы исполнитель, которого я плохо знаю, стал разговаривать со мной сразу на «ты». Я посчитал бы это за фамильярность.

    Но с другой стороны, если ВОВРЕМЯ перейти с «вы» на «ты», когда для этого есть основания (хотя бы некоторое время знакомства), по-моему будет очень полезно.

    Это является хорошим показателем того, что заказчик и исполнитель перешли на более доверительные отношения. Первый будет более охотно предоставлять работу: так как хорошему приятелю-копирайтеру легче поручить серьезный заказ, чем искать кого-то нового.

    • Наталья Карья_aka_Tashka 03.02.2011 - 17:11

      Разумеется, «Тыкать» заказчику сразу — это нонсенс. Я обычно дожидаюсь предложения от заказчика перейти на «Ты». И сразу поддерживаю его.

      Хотя если сразу с первого сообщения заказчик начинает «тыкать» — это некий показатель неуважения. Согласитесь, все должно быть вовремя?

  • Владимир Фесюк 03.02.2011 - 04:25

    Да, дорогие девушки, вы забыли один очень важный аспект во взаимоотношениях: ПОЛОВОЙ. (Прикольная фраза получилась, если оторвать от контекста поста? ;) )

    Общение заказчика с исполнителем и разговор заказчика с исполнительницей — большая разница. Как и все прочие варианты перестановки М и Ж. :P

    Большую роль здесь играют и прочии гендерно-социальные различия — возраст, статусы, образование, уровень развития, уровень и качество культуры, моральные и этические аспекты и прочее. =-O

    Главное, естественно, попытаться сразу уловить: а кто перед тобой? Мне кажется, что помошником здесь может быть только опыт. %)

    • Наталья Карья_aka_Tashka 03.02.2011 - 17:28

      Скажу по своему опыту: хорошие отношения легко формируются и с мужчинами, и с женщинами. Хотя при общении с мужчинами есть некий налет флирта, это да :)

  • Ольга 03.02.2011 - 04:45

    Я тоже могу немного отклониться для разрядки обстановки. Просто часто сталкиваешься с тем, что есть заказчики, с которых нужно просто вытаскивать информацию, чтобы им же написать текст.

    • Елтанская Алекс 03.02.2011 - 04:57

      у Вас тоже есть такие??? Прям клещами, ниточка за ниточкой вытягиваешь из инфо! *CRAZY*

      • Ольга 03.02.2011 - 05:11

        Да, бывают.
        Один с моих постоянных заказчиков тоже вначале таким был, но потом понял, что вопросы многие повторяются, так он придумал основной шаблон ТЗ

        • Наталья Карья_aka_Tashka 03.02.2011 - 17:30

          на самом деле, основной шаблон ТЗ должны придумать именно ВЫ. Потому что это в Ваших же интересах.

          Мы не зря с Сергеем в курсе «Операция «заказчик»" целую главу этому уделили и в качестве бонуса приложили примеры брифов.

  • NataliNinel 03.02.2011 - 06:28

    Наталья, всегда с интересом читаю вашу рассылку и статьи на Вашем сайте.
    Очень профессионально. Впрочем, как всегда. Эта статья мне также понравилась.
    Все правильно. Если получается дружить с заказчиком — прекрасно.
    Но для меня как-то комфортнее разграничивать понятия работы и дружбы.
    Это уже вошло в привычку.

  • Яков 03.02.2011 - 15:01

    Ой! Я только сейчас сообразил, куда попал. У вас тут, смотрю, чисто женское общество. Прошу прощения, что вмешался %)

    • Наталья Карья_aka_Tashka 03.02.2011 - 17:33

      И совсем не правда, что у нас чисто женское общество :) Довольно много представителей сильного пола участвуют в обсуждениях. Так что нечего тут куда-то собираться ;)

  • Светлана 03.02.2011 - 16:48

    Поговорить с заказчиком на отвлеченные темы, поинтересоваться, как дела — это всегда пожалуйста. Особенно, если заказчик не разовый, то и общение становится уже товарищеским. Однако я тоже придерживаюсь одного правила — не переходить на «ты». Мне так комфортней, что ли.

    • Наталья Карья_aka_Tashka 03.02.2011 - 17:35

      Это, скорее всего, психологическая зависимость от «Вы». А имя как употребляете? Имя-отчество или просто имя?

      • Светлана 05.02.2011 - 23:33

        Это, скорее всего, психологическая зависимость от «Вы». А имя как употребляете? Имя-отчество или просто имя?

        Это зависит от того, как представляется сам заказчик. Впрочем, если он сам предложит перейти на «ты», то я, скорее всего, против не буду. Но первая переходить не стану. Думаю, это даже не зависимость, а воспитание такое. Я не хочу сказать, что другие не воспитаны. Просто сейчас все проще в этом смысле. А наше поколение воспитывалось и дома и в семье именно так: если не знаешь близко человека или он старше тебя по возрасту или рангу (статусу), то только — «Вы». А вообще в способе обращения заложено много чего — это если в дебри психологии залезть. Но чего-то не хочется. :-D

        • Наталья Карья_aka_Tashka 05.02.2011 - 23:45

          Светлана, на самом деле я тоже первая не перехлжу на «ты». Но я строю отношения на максимально позитивной волне. И заказчики сами предлагают перейти на «ты» )

  • Виталий (TST-master) Нелепый 05.02.2011 - 19:14

    Раньше со всеми на «Вы» был.
    Потом наоборот, со всеми на «ты» — мол, если не понравится «абоненту» — сам скажет, перейдём обратно на «Вы». Необходимость такого подхода видел в том, что реально исчезают многие преграды в общении с обеих сторон. И заказчик на вопросы охотней даёт ответы. Ты для него вроде как свой получешься.

    А теперь пофиг как-то. Сам не агитирую к переходу к более дружескому общению. Но если этого желает собеседник — я не против.

    • Наталья Карья_aka_Tashka 05.02.2011 - 22:57

      Я придерживаюсь такой же позиции — сама не предлагаю. Но как-то так получается, что большая часть заказчиков предпочитает именно «ТЫ»-вариант.

  • Людмила-LucyArt&Design 16.02.2011 - 09:33

    Я очень ценю дружеские отношения с некоторыми моими заказчиками. Причём, наши отношения, по определению, не стали бы таковыми, если бы эти люди с самого начала оказались бы плохими партнёрами. Так что, было бы глупо не дружить с достойными людьми, которые тебя ещё и работой обеспечивают. =)
    Конечно, далеко не со всеми удаётся наладить хорошие отношения, зачастую просто из-за психологической несовместимости и какой-то изначальной антипатии. Предпочитаю работать только с приятными людьми (а от неприятных мне даже и денег не надо, такое «сотрудничество» , в итоге, дороже обходится) =) *THUMBS UP*

    • Наталья Карья_aka_Tashka 16.02.2011 - 18:00

      Правильный подход! Считаю, что как раз так и нужно — сотрудничать с приятными людьми, с которым дружба только на пользу.

  • Елена 06.09.2011 - 19:32

    Заметила, что чаще всего заказчики стараются держать определенную дистанцию, так сказать. Хотя есть и такой, который сразу же сам перешел на ты. И теперь общение с ним стало довольно простым =) .
    Интересно, что в случае, когда я сама выступаю заказчиком, мне намного проще найти общий язык. Бывает, даже больше половины времени проболтаем про жизнь, копирайтинг, цены и т.д. :-D Потом приходится вспоминать, что все-таки надо по заказу работать 8).
    Думаю, дружелюбные отношения никогда не помешают. И никто ни на кого давить не должен. В противном случае или каши не сваришь, или осадок нехороший останется. Да и с человеком больше работать не захочется.

    • Наталья Карья_aka_Tashka 06.09.2011 - 19:48

      Да, дружеские отношения нисколько не мешают, если их не бояться :) . Порой проблема именно в этом — страхе и психологических блоках.

  • Евгения 30.09.2011 - 07:48

    У меня большая часть заказчиков — мужчины. По крайней мере, пока. Но очень радует, что даже налета флирта нет =). Любезности бывают, но в рамках просто приятного сотрудничества.

    • Наталья Карья_aka_Tashka 30.09.2011 - 20:12

      А почему радует? Огорчать должно! Флирт — это очень полезное явление, поверьте, Женечка. Флирт — это не пошло, это приятно и тонизирующе. Работать помогает, открывает все творческие каналы :) .

      • Евгения 01.10.2011 - 03:04

        Да неее, я ж не говорю, что это плохо :)
        Просто флиртовать с заказчиками, которые мне в отцы годятся — не комфортно психологически))

Прокомментировать


Comment Spam Protection by WP-SpamFree

Follow us on Twitter! Twitter!
Читайте блог в Твиттере!

Забери бесплатную книгу!

Карья Наталья Фрилансерская акупунктура. Волшебные точки воздействия

Информация на 13000 рублей БЕСПЛАТНО!

Карья Наталья Тест-драйв от школы правильных копирайтеров

Новые публикации

Пиши статьи правильно!

Практический курс Статейный мастер

Последние комментарии

А вы умеете писать продающие тексты?

Практический курс Архитектура продающего текста

Рубрики

Повышай цены! Будь с заказами!

Карья Наталья Ценовой апгрейд Клиентский переполох

Самые популярные записи

Участник Blograte.ru FLIQ.ru +1 Рейтинг блогов CY-PR.com Karya на Free-lance.ru

Друзья блога