Янв
21

Хороший текст, как и хорошее вино, требует выдержки

тест-драйв

выдержанный текстУдивительно, насколько тесно связаны рост профессионализма и нежелание писать тексты «очень-очень срочно». Чем выше поднимаешься по ступенькам мастерства, тем меньше хочется браться за срочную работу.

Думаете, дело тут в лености или в том, что кто-то «зажрался»? Если не вдаваться в подробности, то так и может показаться :).

К примеру, сегодня я отказалась от 100 долларов только потому, что работу  нужно сдать в понедельник. Задание – переделать уже написанный пресс-релиз объемом в 1500 знаков.

Представляю, что творится в умах начинающих авторов:

1) до понедельника можно написать 10 таких текстов

2) исходный вариант текста уже вроде как и готов

3) 100 долларов за такую работу – это ого-го!

Признаюсь честно, первым моим порывом было сказать «Да!!! Миллион раз да, щас все сделаю». Однако спасибо моему опыту и умению сдерживаться :)

Оказалось:

а) исходный текст — полное Г…, где в каждом предложении повторяется «дает возможность» и «является»

б) на самом деле нужен ни фига не пресс-релиз, а нормальное и — внимание! — адресное коммерческое предложение для конкретного человека (и причем тут вообще был пресс-релиз?)

А это значит:

  • как минимум 1 день заказчик будет заполнять бриф (это пятница, то есть сегодня)
  • еще один день мы будем все согласовывать и я буду дожидаться оплату (это завтра)
  • в воскресенье я отдыхаю
  • а в понедельник текст нужно сдавать

Кто-то может сказать, что при желании текст можно написать и в понедельник.

Можно. Я точно знаю, что я могу написать текст буквально за пару часов, но…

Хороший текст, как и хорошее вино, требует выдержки

То есть сдать сырую работу — это подорвать свою репутацию.  Спешка хороша только в одном деле, и это отнюдь не написание текстов.

Да что там скрывать — когда я писала кучу сео-текстов в день, я изо всех сил старалась не сдавать их сразу же. Уже тогда (еще будучи зеленым новичком) я знала, что завтра текст будет лучше.

И знаете, это действительно было так. Может быть, в этом и есть секрет того, что многие заказчики не желали со мной расставаться и терпели повышение цен до последнего?

Если вы сейчас сморщили носик от недовольства моим хвастовством, рекомендую просто попробовать тоже сдавать свои тексты чуть позже. Как это сделать?

Не брать срочной работы

Хороший текст не любит спешки. Оставляйте себе запас времени, даже если понимаете, что напишете прямо сегодня. Скажите заказчику — сдам завтра-послезавтра. Пусть ваш текст хотя бы чуть-чуть «настоится».

В процессе повторного прочтения уберется шелуха и корявые обороты, станут заметны шаблонные фразы, которые вы вчера от усталости пропустили, вылезут все неточности и ошибки.

Я уже давала рекомендации, как вычитывать текст, чтобы не было мучительно стыдно. Так вот такая вычитка спасает не только от стыда, но и от некачественного текста :). Разумеется, если вы понимаете разницу между качественным и некачественным.

Кроме того, со временем я пришла еще к одному выводу →

Продающие тексты ВСЕГДА пишутся неспешно

Особенно, если  вы работаете над целым комплектом текстов для сайта.

В нашем с Сергеем мастер-классе «Сайт-продавец» мы рассказываем о том, по какой структуре строятся подобные продающие тексты. Как только вы познакомитесь с этой структурой, вы сами поймете, что продающие тексты действительно нельзя писать впопыхах.

Не потому, что идей может не быть. Наоборот — иногда получается за один день наваять сразу 3-4 текста. Однако это всего лишь черновые тексты, которые в итоге могут сильно видоизмениться :)

Знаете почему?

Потому что тексты на сайте должны быть связаны друг с другом и дополнять друг друга. Как бусинки или как горошинки. А за один день найти эти идеальные сочетания просто невозможно.

Ведь вы же не захотите на свой личный сайт-визитку разместить тексты, написанные с бухты-барахты? Наверняка нет. Уверяю вас, клиент тоже не хочет получить такие скороспелые тексты.

Поэтому объясните ему причину отказа от срочной работы или обоснуйте срок выполнения. Поверьте, заказчик будет только рад, что вы заботитесь о нем, а не стараетесь просто нажиться.

Кстати, мой сегодняшний заказчик довольно спокойно воспринял мой отказ. Может быть, еще потому, что я озвучила несколько рекомендаций, как ему самому улучшить свой «пресс-релиз».

А в результате мне доверили написание текстов для сайта. Уже со сроком «не более месяца» :)

Такие вот дела в датском королевстве.

А как у вас обстоят дела с выдержкой ваших текстов?

P.S. Вы в курсе, что в продаже уже появился новый курс «Сайт фрирайтера»? Если вы как раз примеривались к созданию своего сайта-визитки, сделайте его хорошо. Тем более, в предпродажный период курс отдается практически даром :)

 

Понравился пост? Поделитесь им с друзьями.

46 комментариев к записи “Хороший текст, как и хорошее вино, требует выдержки”

  • Елтанская Алекс 21.01.2011 - 23:42

    о том, что статье надо полежать я поняла недавно, когда пересматривала старые работы и сама себе делала замечания ))) в итоге большую половину статей я вычеркнула из портфолио, оставила более менее нормальные..и подумалось мне, что пора бы вообще обновить свои работы. чем на выходных и займусь.
    Кстати, писатели тоже не сразу несут свои работы в редакцию и тщательно перечитывают сюжет, и пересматривают персонажей.

    • Наталья Карья_aka_Tashka 22.01.2011 - 19:30

      Обновление портфолио — отличная идея. Я вот начала, а закончить пока не могу. И это мне минус :) Тоже собираюсь обновить большинство работ. Многи еиз них уже неуместны.

  • Ирина 21.01.2011 - 23:46

    Да, я тоже стала писать медленнее. Правда я чаще не переписываю, а по ходу обдумываю текст. Люблю вернуться и что-то переделать. Мне, конечно, еще далеко до отказов от 100$ =) , но я всегда предпочту качество с выдержкой, чем доход, который зависит от того, сколько тысяч знаков я пишу в день. Думаю, хорошие заказчики тоже предпочитают бокал вина ведру компота.

    • Наталья Карья_aka_Tashka 22.01.2011 - 19:38

      У Вас правильный и грамотный подход. Нормальные заказчики действительно предпочитают качество.

      Сегодня еще раз убедилась в этом. Заказчик сказал — лучше не торопитесь, пожалуйста :) Заказчики умнеют.

  • orkAen 21.01.2011 - 23:48

    Умение сказать «Нет!» важно во многих сферах жизни =) И если научиться им правильно пользоваться — количество строчных дел и проблем уменьшится в несколько раз точно :-D

    • Наталья Карья_aka_Tashka 22.01.2011 - 19:39

      Я, кстати, работаю над одним заказным курсом по женской тематике. Так вот там одно из упражнений по самооценке — как раз умение говорить «Нет». Еще раз убедилось, насколько это умение важно :)

  • Trixter 22.01.2011 - 00:07

    Тем не менее, сколько текстов написано в спешке, на интуиции, «на коленке» и без вычитки, на «ура» приняты заказчиками. Конечно, потом, через пару дней, можно было бы что-нибудь изменить, что-то подогнать получше, но тексты тогда тоже потеряли бы своё первозданное очарование. Вдохновение уступило бы место логике построения текстов, естественность потерялась бы на фоне точности и порядка…
    Но исключения лишь подтверждают правила — текст должен отлежаться 8) А умение балансировать между порядком и хаосом — это высший пилотаж:)

    • Наталья Карья_aka_Tashka 22.01.2011 - 19:42

      Ну, я тоже писала многие тексты очень быстро. Однако до этого порой проводилась подготовительная работа несколько дней. Кроме того, задача «отлежки» — не переписать все на фиг, а элементарно углядеть все ошибки. Сам знаешь, что сразу после написания все равно их все не разглядеть. Да то там скрывать — я и через 10 дней могу все не обнаружить :-D

  • Сергей Трубадур 22.01.2011 - 00:09

    Иногда текст пишется за час, но этому предшествует неделя подготовки :).

    Но я тоже всегда ставлю щадящие сроки. И сдаю тексты через день-два после написания, чтобы вылежались.

    • Наталья Карья_aka_Tashka 22.01.2011 - 19:42

      Полагаю, это наиболее оптимальный подход. Чтобы и кайф от работы не потерялся, и в тонусе всегда быть.

  • Анна Шиповская 22.01.2011 - 03:12

    А у меня иногда бывают ситуации, когда текст настолько НЕ ПИШЕТСЯ, что хоть на стену лезь. А в последние несколько часов — резкий подъем творчества и работоспособности. И, как правило, текст отлично удается.

    Но в целом, когда нет таких мистических явлений, я тоже люблю перечитать несколько раз тексты позже. Даже опечатки те же самые — «замыленный» глаз их не видит.

    Спасибо за пост, Наташ! Полностью поддерживаю.

    • Наталья Карья_aka_Tashka 22.01.2011 - 19:44

      У меня такое тоже бывает. Тут самое главное — хоть как-то начать. Более того, иногда такие тексты — когда у меня через силу идут — как раз отлично заказчиком и принимаются :) Хотя я потом стараюсь результат творчества не демонстрировать.

  • Lyudonka 22.01.2011 - 03:19

    Про вино сильно сказано — так и есть. Проходит день — текст читается по-новому, замечаются недочеты. А еще хотелось бы сказать о том, что текст напрямую связан с актуальностью темы для автора. Если он вторит своему восприятию мира, то менее всего нуждается в последующей корректировке. И наоборот =)

    • Наталья Карья_aka_Tashka 22.01.2011 - 19:46

      А что значит «актуальность для автора»? :) Случайный интерес? Большой опыт?

      • Елтанская Алекс 22.01.2011 - 19:47

        или про вино…. =)

      • Lyudonka 23.01.2011 - 04:47

        Актуальность для меня лично — темы, которые затрагивают мои интересы. Пыталась писать на другие темы — это очень сложно. А бывает начинаешь как бы без особого энтузиазма, а потом проникаешься темой. Проходит день — появляются свежие мысли. Когда мы начинаем думать над актуальной для себя темой, приходит нужная информация или прямо или косвенно. Может просто осенить прямо среди ночи :) Поэтому важно браться за несколько тем — бывает пока по одной «вино» созревает, по другой уже пить пора =) Я тоже не люблю срочности!

        • Наталья Карья_aka_Tashka 23.01.2011 - 20:51

          Согласна, что интересная тема — залог удачного текста. И да — я тоже обожаю работать сразу над несколькими проектами )

  • Владимир Фесюк 22.01.2011 - 09:33

    Да? А я думал, что я один такой ненормальный. =-O 100 : 1 : 1 — такое соотношение времени в подготовке, написании и вычитке. А если взять перерывы в вычитке (вылеживание, выдержку), то и последняя цифра будет 100. Читаю до одури, пока не вижу, что лучше уже никогда не сделаю (на тот момент так и есть). Это совпадает с тем чувством, когда на текст уже не могу смотреть — появляется некое отторжение, отчуждение. Да я и этот комент сейчас пишу по этой техгологии. %) =) :(

    • Наталья Карья_aka_Tashka 22.01.2011 - 19:50

      Это нормальный процесс на самом деле. Подготовка и настройка у меня почти не занимает времени при написании текстов про кроликов — там практического опыта слишком много. Во всех остальных случаях я могу думать над текстом неделю. Именно поэтому я и работаю сразу над несколькими проектами.

  • Владимир Фесюк 22.01.2011 - 10:25

    Вот это у нас разница по времени: у вас 9, а у нас 2 (ночи). Только сейчас обратил внимание. Так и в вычитке бывает: смотришь и фигеешь, как раньше не заметил. =) :(

  • Владимир Фесюк 22.01.2011 - 10:36

    Простите за назойливость, но ошибся: разница во времени аж 8 часов. =-O =) Истина оказывается дороже чувства неудобства за свою назойливость и неуместность комента. =) :(

    • Наталья Карья_aka_Tashka 22.01.2011 - 19:55

      Да ничего страшного. Все равно я сплю, пока Вы пишете :)

      • Владимир Долотин 22.01.2011 - 22:39

        Наталья, сравнение с вином очень образно и точно.
        В хорошем тексте, как и в выдержанном вине, не должно быть мути, только кристальная ясность мысли. =)

        • Наталья Карья_aka_Tashka 23.01.2011 - 21:09

          Это точно. И со временем данный факт понимается все лучше и лучше.

  • ladybloger 23.01.2011 - 19:31

    Согласна на все 100! Текст не любит спешки. Я стараюсь не только не спешить во время работы, но и ещё потом дать тексту немного отлежаться и перечитать его через день-другой.

    Ага. Написала и посмотрела другие комменты. Сергей Трубадур делает так же (в смысле даёт отлёживаться текстам). :-D Но я всё равно повторюсь: это хорошая практика — не спешить.

    • Наталья Карья_aka_Tashka 23.01.2011 - 21:42

      Не только Трубадур так делает, я тоже :)))

  • Ирина 23.01.2011 - 20:35

    Согласна на 100%! Всегда полезно через время (даже 3-4 часа) взглянуть на свою работу более свежим взглядом. Сразу же видны многие недочеты.

    Еще в работе я использую такой метод проверки «незамыленным глазом»: прошу свою подругу (оч-ч-чень талантливый и незаурядный веб-автор) внимательно посмотреть текст, выразить свое мнение. Так мы частенько спасаем друг-друга от невидимых предвзятому взгляду ошибок и опечаток. =) Особенно, когда дело касается серьезных, ответственных работ.

    • Владимир Фесюк 24.01.2011 - 04:41

      Этот метод (дать почитать кому-то) действительно хорош! Если честно, то я с большой неохотой дал бы читать спецу — рефлекс нежелания быть учеником, наверное, или подсознательная боязнь «неправильной» критики (был такой опыт). А вот своей жене всегда даю читать — хотя она далека от райтинга, но, как раз для таких читателей, как она, я пишу. Ее «интересно», «нормально», «хорошо», «длинновато», конечно, ничего не исправит в тексте, но для меня очень важны. Важно, даже, сколько времени она читает и как ведет себя после прочтения. Это же первый МОЙ читатель!

    • Наталья Карья_aka_Tashka 24.01.2011 - 21:20

      А я обычно Трубадуру даю проверять, но он тоже не шибко внимательный :)))

  • Сергей 28.01.2011 - 23:42

    У меня был такой случай: Нужна была срочно статья. Написал минут за 5. Потом подумал, лучше переделаю. Улучшу. Три дня просидел. Вернулся к начальной. Без переделки.

    • Наталья Карья_aka_Tashka 29.01.2011 - 20:44

      Да, бывает и такое. Когда первоначальный вариант оказывается лучшим.

  • копирайтер Александр Шуленин 29.01.2011 - 20:29

    Когда-то я сам написал точно такой же пост

    Ещё отличный совет на эту тему есть у Маяковского:

    «Даже готовя спешную агитвещь, надо ее, например, переписывать с черновика вечером, а не утром. Даже пробежав раз глазами утром, видишь много легко исправляемого. Если перепишите утром – большинство скверного там и останется. Умение создавать расстояния и организовывать время (а не ямбы и хореи) должно быть внесено как основное правило всякого производственного поэтического учебника.»

    • Наталья Карья_aka_Tashka 29.01.2011 - 21:08

      Надо же, точно похожий пост :))) Все-таки сколько общих мыслей у людей :)

      Маяковский молодец, кстати. Все аргументированно эдак показал.

      • копирайтер Александр Шуленин 30.01.2011 - 18:22

        Я вообще полагаю, что Маяковский мог бы стать одним из лучших копирайтеров.

  • Лариса 11.02.2011 - 01:40

    У меня есть литературный опыт, поэтому согласна с Вами абсолютно — тексту нужно отлежаться. Причём, минимум 12 часов. Не зря говорят, что утро вечера мудренее… =)

    • Наталья Карья_aka_Tashka 11.02.2011 - 21:22

      А я периодически сама нарушаю это правило. Но у меня есть профессиональная отговорка — черновой вариант. Чтобы передать идею. А потом уже идет корректировка с учетом замечаний заказчика и моих собственных замечаний.

      • tiggo 26.02.2011 - 08:06

        Вычитка великая вещь.
        Только вчера закончил аналитическую статью, оставил на несколько часов.
        После этого несколько мелочей выявилось, за которые было бы неудобно.
        Принцип дал потрясающий результат — заказчик выплатил премию, которая составила 1/3 суммы от договорной суммы.
        После прочтения этой статьи еще больше убедился в работе этого принципа. Спасибо.

        • Наталья Карья_aka_Tashka 26.02.2011 - 22:01

          Приятно, когда принципы находят свое подтверждение. Вычитка — действительно великое дело )

  • Ольга Мусина 02.03.2011 - 13:04

    Серьезная тема о большой работе.Иногда становится страшно.Куда пошла?

  • Евгения Голд 05.10.2011 - 18:23

    Очень дельные рекомендации.
    Сама так делаю. Причем у меня иногда бывает, что в голове куча мыслей, и не знаю, с чего начать. Поэтому начинаю с «чего-то». А потом уже видоизменяю статью, причесываю и т.п.

    То, что на следующий день видятся явные недоработки, ошибки и даже тавтология — это факт =)

    А вот спешно писать один, другой, третий текст — это и правда непрофессионально. У меня сейчас заказчица какая-то шабутная. Ей нужны бомбовые тексты до 7 октрября! А она мне неделю уже толком не может ТЗ дать и на мои вопросы ответить…

    Не понимаю таких заказчиков. Они разве не заинтересованы в хорошем результате для собственного сайта? :(

    • Наталья Карья_aka_Tashka 05.10.2011 - 21:14

      У заказчиков странное восприятие срочности и качества :). Еще раз скажу, Женя — нужно сразу давать понять, сколько именно времени Вам потребуется на работу. Поздно отправили бри? Значит, текст тоже попозже.

      • Евгения Голд 05.10.2011 - 22:53

        Ну, вот я ей и сказала — «извините, но до 7 числа я Вам точно ничего не напишу».
        Пока молчит. Буду надеяться на её благоразумность.

        Просто иногда меня в ступор вгоняют клиенты, которые начинают что-то доказывать со стороны того, что «а вот мне Вася обещал сделать качественно и за два часа, да еще и дешевле»,

        Ну раз обещал, что же вы ко мне идете? =) Раз я так цены ломлю и делаю все долго.

        Или вот еще. Я в профиле проставила конкретные суммы, которые я прошу за работу. Вроде бы заказчики даже читают портфолио, оценивают работы (я так решила, потому что они особенно активно стали стучаться после грамотного оформления всего профиля). А потом узнают цену и… исчезают)))

        Не все, конечно. Но уже несколько человек так «потерялось», Одному даже расписала, что в итоге он получит не фигню на палочке, а действительно интересные тексты. Не подействовало =)

        • Наталья Карья_aka_Tashka 06.10.2011 - 09:20

          Это нормальное явление, когда пропадают после озвучивания цен. Просто ты еще не очень сжилась со своими расценками и у тебя есть некое внутреннее сомнение. Через какое-то время оно пройдет и «левых» заказчиков практически не будет.

          • Евгения Голд 06.10.2011 - 16:33

            Ок. Значит буду сживаться активнее. Вот на тренинг ближайший попаду и точно самооценка повысится по окончании. =)

  • Светлана 28.04.2012 - 00:19

    Классный пост ;)

  • Анна 16.08.2016 - 22:04

    Напомню «В дороге» Джека Керуака, написанный на рулоне туалетной бумаги без знаков препинания. До сих пор читаем.

Прокомментировать


This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

(подписан на комментарии)

Забери бесплатную книгу!

Карья Наталья Фрилансерская акупунктура. Волшебные точки воздействия

Новые публикации

Информация на 13000 рублей БЕСПЛАТНО!

Карья Наталья Тест-драйв от школы правильных копирайтеров

Последние комментарии

А вы умеете писать продающие тексты?

Практический курс Архитектура продающего текста

Пиши статьи правильно!

Практический курс Статейный мастер

Рубрики

Повышай цены! Будь с заказами!

Карья Наталья Ценовой апгрейд Клиентский переполох

Самые популярные записи

Друзья блога

CY-PR.com